Лев Лещенко об Олеге Газманове
На переломе «перестроечной» эпохи, то есть где-то ближе к 90-м годам прошлого века, по всей стране прокатилась волна так называемого кооперативного движения — своего рода зародыша будущего нового российского капитализма.
И вот в ту приснопамятную «кооперативную» эпоху, когда вся наша жизнь менялась прямо на глазах, на эстрадных подмостках зазвучали совершенно новые, доселе неизвестные мелодии и ритмы, раздались оригинальные, свежие, ранее не слышанные голоса. Не все из них, естественно, остались, выжили во время переломных исторических событий начала 90-х, но уж те, что выжили, наглядно демонстрируют собой правоту теории — выживает сильнейший.
И, безусловно, одной из самых ярких и значительных фигур этой фантастической эпохи является Олег Газманов — замечательный поэт, певец и композитор в одном лице, которому удалось своим творчеством выразить столь непростое и бурное время. Можно сказать, что время его, собственно, и породило, он в какой-то степени «язык» своей эпохи, выразитель ее взлетов, чаяний и мук. Я как-то даже не могу себе представить, чтобы феномен Газманова смог бы, например, осуществиться в некие другие, более спокойные, уравновешенные времена. Нет, ему явно подавай как раз все то, что проницательно подметил классик век назад:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы…
Кстати сказать, что касается грозных волн, то в свое время специалист по корабельным холодильным и компрессорным установкам Олег Газманов, не понаслышке знающий, что такое шторм и открытом море, хлебнул морской романтики, напитавшись ее свежим и бодрящим духом па всю жизнь. И семена этой романтики упали, прямо скажем, на хорошо подготовленную почву. Ибо Олег, как было уже совершенно ясно на сегодня (следуя классификации Льва Гумилева) абсолютный образец ПАССИОНАРИЯ -довольно-таки редкой разновидности людей. Назначение пассионарной личности — быть сгустком созидательной энергии, пружиной, инициатором всего оригинального и нового. Такими они созданы от Бога, и другими им не быть. Они спешат все изучить, освоить и понять с невероятной жаждой жизни, делая одновременно массу самых разных дел.
Так, например, тот же Газманов, родившийся в Калининградской области в городе Гусеве (отец его — военный человек, а мама — врач) в свои двадцать два года, собственно, уже имел достаточно престижную профессию и был хорошим, грамотным специалистом по холодильным и компрессорным машинам и установкам, окончив Высшее инженерное морское училище. Но — я это акцентирую — он очень скоро получил плюс к этому еще один диплом, на этот раз окончив отделение Калининградского музыкального училища по классу гитары. Но и это еще не все. Уже до этого (или во время этого) Олег стал кандидатом в мастера спорта по акробатической гимнастике! И все это время он не прекращал своих попыток пробиться к широкому зрителю как автор — исполнитель собственных песен. Но все они были безрезультатными.
Однако Олег и не думал сдаваться: «Ах так, они не хотят слушать мои песни в моем исполнении? Ничего, мое время придет. А пока пусть мои песни исполняет мой маленький сын Родион, обладающий неплохими вокальными данными и безусловным сценическим обаянием!»
И вот уже в 1988 году на свет появляется песня «Люси» в исполнении Родиона, сразу же получившая признание широкой зрительской аудитории. Композиторский и поэтический талант Олега получил, так сказать, реальное, наглядное подтверждение. И потому вполне логичным было то, что в самом скором времени сочиненные им песни вошли в репертуар таких уже достаточно известных звезд эстрады, как Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Маша Распутина, Владимир Пресняков-младший…
Сам же Олег запел, как говорится, полным голосом начиная с 1989 года, когда, по выражению газетных рецензентов, «штурмовал своим стремительным «Эскадроном» все отечественные хит-парады, в мгновение сделав мало кому известного автора звездой первой величины на российской эстраде».
Это же мнение блестяще подтвердил и факт приглашения Олега Газманова на ежегодную церемонию вручения международной премии в 1992 г. в Монте-Карло, когда на счету у Олега уже был первый «платиновый» диск. И приглашен он был как раз по номинации «Наиболее успешно реализуемый российский артист года», что сделало его звездой действительно международного масштаба.
Надо ли говорить, что на родной отечественной эстраде уникальный стиль Газманова сразу же занял свое, особое место. Мало кому до него удалось так удачно срастить воедино традиции фольклорного творчества с новейшими веяниями в области сверхсовременной поп-рок-культуры. И в самом деле, с одной стороны, перед нами традиционная народная песня, с другой же — броский, яркий шлягер в духе времени. Такими шлягерами стали и его «Морячка», и «Балтийский берег», и, конечно, знаменитая «Москва»… Нам, то есть людям, знающим отечественную эстраду как никто, сразу же стало ясно — появилась новая, необычайно яркая творческая индивидуальность. Одаренность Газманова была бесспорной, тем более что он, как правило, все делал сам, начиная от сочинения песенных текстов и кончая аранжировкой.
При этом его отличало тонкое голосовое прочтение, которое точно вписывалось в пресловутый современный формат. Конечно же, у него не было вокала в классическом понимании, когда певец имеет зычный баритон или, к примеру, бас. Это был голос неформальный, Обладатель которого может петь в принципе где угодно — и ресторане, на улице, в режиме караоке…
Я бы сказал, что у Газманова был некий «собирательный» тембр человека с естественным музыкальным голосом, которым он хорошо владел и точно в тон пропал. А если коротко, то у него был узнаваемый тембр.
Олег Газманов сразу же запел своим оригинальным, незаемным, абсолютно узнаваемым голосом, который нельзя спутать ни с каким другим. Что характерно, его истинное музыкантское начало (он ведь профессиональный дипломированный гитарист) давало ему возможность владеть своим голосом, что называется, инструментально, то есть голос он использует как музыкальный инструмент.
Поэтому он мог писать для себя песни в той тональности, в тех музыкальных оборотах, фразах и мелодике, которые ему близки. Вот почему у него все так органично и естественно звучит. В любой из его вещей всегда есть свой точный песенный образ.
Когда поэт и композитор, скажем, думают, кому из исполнителей отдать свой новый опус, то они, как правило, просчитывают, кто им в данном случае подходит больше: может быть, Кобзон или, к примеру, Лещенко. А эта песня, по их мнению, гораздо лучше прозвучала бы у Баскова или, допустим, у Преснякова-младшего…
Газманов всеми этими вопросами был также занят в полной мере, так как сочинял он поначалу свои песни для других, а широта его неукротимой творческой натуры (пассионарием нужно родиться) как раз таки и давала ему возможность выходить за рамки своих собственных пристрастий и предпочтений. Он сделал композиторскую практику такой же нормой своей жизни, как исполнительскую деятельность на эстраде. Одним из самых, на мой взгляд, удачных примеров такого творческого союза является песня Газманова «Единственная моя», отданная им в руки популярнейшего эстрадного певца Филиппа Киркорова…
Олег Газманов — человек очень предметный и организованный, а следовательно, организующий и жизнь вокруг себя в таком же грамотном, я бы сказал, «технологическом» ключе. Он не живет по прихоти фортуны, обстоятельств и всего тому подобного, а выстраивает свою творческую линию, не уповая на авось. Он не рассчитывает на везение, на случай, на удачу, он все это прогнозирует с железной методичностью компьютера. Поэтому он, очевидно, так блестяще овладел компьютером, как мало кто из нас.
Кстати сказать, почти все самые заметные хиты Олега стали основой для видеоклипов, таких как, скажем, тот же «Эскадрон», «Люси», «Морячка», «Танцуй, пока молодой», «А я девушек люблю», «Москва» (где режиссером выступает, между прочим, сам Никита Михалков). Но если бы Газманов занимался только песнями и клипами! Пассионарная энергия заставляет его раз за разом расширять свои и без того недюжинные творческие горизонты, выводя его на новые, теперь уже общественные рубежи.
Так, скажем, с 1995 года в связи с Днем защитника Отечества Олег Газманов организует самую, пожалуй, долгоживущую концертную программу нашего времени «Господа офицеры», где Олег реализует себя не только как поэт, певец и композитор, но и как продюсер и режиссер.
Что интересно, в свое время академик Международной академии искусств Сан-Марино, легендарный танцовщик Махмуд Эсамбаев вручил Газманову диплом о при смоем и и ему почетного звания Магистра Искусств в области ному лярной музыки (об этом я, кстати сказать, и сам узнал и одной из публикаций, посвященных творчеству Олега).
Может быть, именно статус звезды международного масштаба и позволил Олегу «прорубить окно» в Америку, где уже лет десять назад состоялись его сольные гастроли и где, плюс к зрительским овациям ему досталось звание «Российская песенная сенсация».
А в последнее время Газманов, по сути, взвалил на себя еще и проведение общероссийского песенного фестиваля «Песни военных лет», где знаменитые песни времен войны звучат в исполнении современных певцов — как известных, так и пока что не известных молодых людей со всех концов страны.
А нашумевшая общественная акция Газманова мод названием «Даже не пробуй!», направленная против алкоголя и наркотиков, поражающая своим размахом и масштабностью? Трудно найти более яркий пример патриотизма в действии, четко выраженной гражданской позиции, стремления к точно поставленной цели.
Но, повторяю, вряд ли бы Газманову, наверно, уда лось достичь столь впечатляющих результатов, если бы не свойственный ему технологичный подход.
По сути, все, к чему он прилагает руки, начинает действовать как четко отлаженный механизм. Такое впечатление, что творческий процесс не затихает в нем ни на секунду, он этим буквально дышит и живет.
Меня, признаться, поражает всякий раз, когда даже в обыденном житейском разговоре он все время «переводит стрелки» на поэзию, на музыку, цитируя то строки, то мелодии из своих песен — и уже готовых, и еще лишь зарождающихся в нем. Это в какой-то степени даже шокирует несведущих людей, ибо в простой, реальной жизни мы, согласитесь, все же не аргументируем свои позиции стихами или песнями.
Не знаю, хорошо это или плохо, но это как нельзя лучше характеризует беспредельную преданность Олега избранному им искусству.
Вот почему мы верим в его искренность, когда он поднимает уж, казалось бы, такие пафосные темы, как гражданская позиция, патриотизм, как это происходит в его песне в стиле рэп:
Я рожден в Советском Союзе, Сделан я в СССР!
«Рэп» и «гражданственность», на первый взгляд, понятия категорически несовместимые. Но у Газманова все органично сочетается со всем. Сумел же он когда-то в «Есауле» с блеском поженить друг с другом фолк- и поп-рок. Он вечно в поиске, он пробует, сопоставляет, комбинирует звучания и тексты, что-то постоянно всем показывает, заставляя всех выслушивать его придумки и находки. И если бы только это! Переполняющая его жажда общественной деятельности, перехлестывая зачастую через край, неудержимо вовлекает окружающих в этот бурный водоворот.
Так, например, никому из нас и в голову не пришло бы собственноручно посадить сосновую рощу. А вот ему пришло! И он заставил нас, его друзей, приехать к нему в Серебряный Бор, дабы мы там с лопатами в руках на деле доказали свою гражданскую активность.
Но, впрочем, мы — это еще не все. Туда, по-моему, сошлись в тот день все жители Серебряного Бора во главе с руководителем районной администрации плюс такая одиозная фигура, как Олег Митволь, известный всем защитник окружающей среды. И что вы думаете? Всем нашлась работа, всех Олег заставил посадить по две, а то и по три сосны. Кроме того, в целях поднятия трудового энтузиазма Газманов еще и заставил всех петь хором, исходя из того что песня строить и жить помогает…
Ну что ж, на то он и пассионарий, да к тому же еще сильный, энергичный и спортивный человек. Я ведь недаром его метод, отношение к работе сравнивал с безукоризненно работающим механизмом наподобие швейцарских часов. Все у него обычно ладится, все получается, и дай-то Бог, чтобы и дальше у него все шло в таком же духе.
Хотя Олег и так уже достиг по всем известным жизненным параметрам очень больших высот. Ведь далеко не каждому, к примеру, доводилось в своей жизни общаться с президентами стран СНГ, петь для них песни под гитару и кататься вместе с ними по горам ми горных лыжах! Это нужно, согласитесь, заслужить.
А если быть совсем уж точным, дело было так. Лег пять-шесть тому назад управделами президента Владимира Путина Владимир Кожин официально пригласил троих артистов российской эстрады — Владимира Винокура, Олега Газманова и Льва Лещенко — в качестве гостей на саммит десяти президентов стран СНГ, который имел место в Казахстане, в Чембулаке, в загородной резиденции президента Нурсултана Назарбаева. Надо сказать, Владимир Игоревич Кожин, которому мы были признательны за такое приглашение, очень умело наполнял официальные мероприятия душевным содержанием, где гости пребывали в атмосфере дружелюбия и теплоты.
Так вот, на следующий день, после того как мы выступили в концерте в честь открытия саммита, пашу тройку пригласили на лыжную прогулку и компании с президентом Путиным, большим поклонником горнолыжного спорта. Нам, соответственно, выдали нею необходимую спортивную экипировку, оставалось главное — подняться на вершину лыжной трассы и спуститься вниз на горных лыжах вместе с президентом. А назавтра мы опять же все втроем были приглашены на закрытый ужин к президенту Нурсултану Назарбаеву у него на даче…
Ну а пока подводят нас к подъемнику-фуникулеру, говорят: «Пожалуйста, садитесь вот сюда и поднимайтесь вверх. Счастливого вам спуска!»
Мы с Володей Винокуром, хоть и были в горнолыжном снаряжении, но как-то вдруг замешкались, задумались: «Что делать?» А Олег, глядим, садится на сиденье рядом с Путиным, они о чем-то говорят, в то время как фуникулер уносит их наверх. А мы, увы, стоим еще внизу. Тут Владимир Владимирович, явно желая нас с Володей подбодрить, призывно машет нам рукой, мол, что же это вы, садитесь поскорей!
Надо сказать, что Путин и Газманов, как известно, настоящие спортсмены: Путин — в области дзюдо и горных лыж, Газманов — в области акробатической гимнастики. Ну, одним словом, тренированные, подготовленные люди. А я, как уже рассказывал чуть выше, тоже в свое время был, как говорят, довольно неплохим баскетболистом с перспективой на хорошую спортивную карьеру, и, возможно, если бы не травма, неизвестно еще, стал бы я петь…
Так что со спортом я, конечно, был знаком не понаслышке, знал, что спорт всегда в какой-то мере риск. И потому, хотя я с лыжами знаком не очень, тем не менее решил рискнуть — в конце концов, мужик я или не мужик? Что же касается Володи Винокура, он, вполне естественно, остался в одиночестве, так как знаком был с горнолыжными премудростями даже еще меньше, чем я сам. Но тут, смотрю, к нему подходит белорусский президент Александр Лукашенко, пряча в усах улыбку:
— Ну как же это ты, Володя, не послушался своего президента?
Винокур с присущим ему юмором, не растерявшись, отвечает:
— Да ведь, Александр Григорьевич, отец мой родился-то на самом деле не в России, а в Калинковичах, в Белоруссии. Так что…
— Так что, — со смехом продолжает Лукашенко, — стало быть, ты — мой подданный? Вот как! Ну что ж, тогда счастливо оставаться, разрешаю!
Ну, Александр Лукашенко, как известно, сам заядлый хоккеист, без спорта себе жизнь не представляет, отчего бы и не пошутить? Но мне, поверьте, было вовсе не до шуток, когда, оказавшись на высоте трех километров над уровнем моря, я увидел круто уходящую вниз горнолыжную трассу и понял со всей ясностью, что мне ее не одолеть. И принял мудрое решение — спускаться тихо, постепенно, шаг за шагом, помогая себе палками. Но тут, смотрю, ко мне подкатывает молодая девушка-инструктор:
— Знаете, Лев Валерьянович, давайте мы сделаем так. Держитесь за палки, я буду спускаться спиной, вы -за мной…
Ну, тут меня опять мужская гордость обуяла — как, мол, это так, чтобы меня еще на помочах вели? К тому же, что скрывать, меня посетило чувство белой зависти при виде того, как, ободряюще помахав мне палками, Владимир Путин и Олег Газманов ринулись друг за другом но горнолыжной трассе со скоростью звука. А так как Путин это делает блистательно, то было, право, на что посмотреть. Но и Олег при этом, на мой взгляд, практически ни в чем ему не уступал, хотя я в горных лыжах, если честно, не мастак. Но тем не менее решил-таки рискнуть и, положившись на судьбу, благополучно добрался до финиша. Причем за это время Путин и Газманов, кажется, успели съехать вниз еще раз…
Но еще более приятные и теплые эмоции мы испытали, будучи на даче Назарбаева. Подходим к даче, видим -во дворе сидят два президента, Путин с Назарбаевым, попивая легкое вино. Ну, Винокур с его врожденным чувством юмора тут же разыгрывает скетч: снимает шапку и
произносит:
— Деревня маленькая, нищих до фига… За стол к себе не
пригласите Христа ради?
На это Путин, человек очень находчивый и обладающий прекрасным чувством юмора, спокойно отвечает :
— Там, в снегу, вас ждут три рюмки и бутылка водки, а когда вы с ней покончите, тогда будьте любезны и к столу, будет обед на свежем воздухе…
Ну а потом, как я уже сказал до этого, был званый вечер при свечах. Так как мы с Володей не играем на музыкальных инструментах, мы от души повеселили всех собравшихся своими байками и анекдотами. Олег, естественно, принес с собой гитару, так что мы там всласть попели хором, вспомнив песни нашей юности. Надо сказать, нас, как артистов, удивила музыкальность Нурсултана Назарбаева, который, как в итоге выяснилось, знает массу песен и большой любитель петь… Причем Олег и тут вновь оказался, как всегда, на высоте современных технических достижений. Он где-то моментально раздобыл компьютерную фотокамеру и с разрешения Владимира Владимировича и Нурсултана Абишевича сделал для нас совместную большую фотографию на память. И потом, уже в Москве, он нам с Володей эти снимки подарил. Но мы, конечно, их не собираемся показывать кому-либо, да и зачем? Кстати сказать, хотя я и не часто в своей жизни мог встречаться с президентами, но у меня от этой нашей встречи сохранилось впечатление о том, что это люди в самом деле потрясающие, знающие, с острым чувством юмора. И если слышат что-нибудь действительно смешное, то хохочут от души…
Кстати сказать, когда чуть позже Нурсултан Абишевич приехал к нам в Москву с очередным визитом, он нас с Олегом и Володей пригласил по старой памяти на дружеский обед. А что касается Олега, вся страна когда-то могла видеть по ТВ, как он был приглашен на дачу к Путину и как они, прогуливаясь по аллеям, долго что-то обсуждали.
Олег — реформатор Божьей милостью, он все готов облагораживать и улучшать, недаром ведь именно на стыке двух эпох — советской и сегодняшней — сумел осуществиться его талант. Он смог каким-то образом совместить Традиции и Современность, Старое и Новое. Его заслуга в том, что он соединил собой два времени, между которыми разверзлась историческая пропасть. Олег перекинул мост между ними и прошел по нему первым. Отсюда — совершенно новая, оригинальная мелодика, отсюда — незаезженные интонации, особая «газмановская» лирика, наполненная философией… При этом он все тот же страстный, яростный романтик, верящий в людей. И я, конечно, очень рад тому, что ему в жизни встретилась такая замечательная девушка, как Марина (которую он, впрочем, называет Марусей), и что у них родилась очаровательная дочь Марианна (которую он называет просто «доча»)…
Несмотря на то что он, по сути, не дает себе возможности расслабиться, отдохнуть, я не сказал бы, что Олег себя сжигает на работе. Нет, каким-то образом, воспламеняясь сам, он успевает зажигать своей энергией других. Так дай же ему Бог дарить эту энергию всем нам еще долгие-долгие годы. Счастья тебе, Олег!