Лев Лещенко об эстрадных династиях

 

Лев ЛещенкоС давних пор существует такое понятие, как цирко­вой семейный клан. И это, в общем-то, понятно. Ведь, чтобы освоить цирковое мастерство, необхо­димо выходить на арену как можно раньше, с детских лет. Но артистические кланы и династии на эстраде — явление настолько редкое, что их можно по пальцам пересчитать. А начиналось все в те же незабвенные 70-е годы про­шлого века, когда советская песенная эстрада переживала подлинный подъем. Возник целый пласт новых имен, рож­дались ВИА, вокально-инструментальные ансамбли, в пес­нях которых находили свое выражение мысли и надежды целого поколения. И одной из самых ярких звезд в плеяде, безусловно, был продюсер, музыкант, арт-менеджер, а про­ще говоря — организатор музыкальных коллективов Юрий Маликов, с которым мы с тех пор сдружились. У Юры был сын Дима, ставший, как и его родители, с ранних лет «за­ложником» хлопотной и тяжелой исполнительской профес­сии. А ведь она всегда связана с бесконечными переездамии перелетами из города в город и очень трудным, нсус I рн енным бытом. Как в таких условиях можно было хороши учиться, не пропускать занятия в школе, сдавать какие п> экзамены, ума не приложу…

И вот на одном из этапов создания своего культового коллектива «Самоцветы» Юра обратил внимание мм необычайно одаренную пару, состоявшую из блестящею саксофониста Владимира Преснякова и его жены, очаро вательной певицы Лены, у которых тоже был маленький сын Володя, или, как они его называли, Малой. Но если Юра жил в Москве, то свердловчане Пресняковы во время своих гастролей могли рассчитывать только на провинци­альную аудиторию.

Тем не менее Юра, приложив поистине титанические усилия, сумел «перетащить» Пресняковых в Москву, по­мог с жильем и пропиской.

В тот момент вряд ли кто-то предполагал зарождение сразу двух артистических династий, продолжателями ко­торых станут, соответственно, Дима Маликов и Володя Пресняков-Малой… Это настоящие «дети гастролей», выросшие в полном смысле слова на колесах. Так стоит ли удивляться тому, что Дима и Володя впитали в себя всю эту эстрадную атмосферу целиком, на генетическом уровне? Наверное, именно это воспитало в них серьезное и уважительное отношение к эстрадному жанру, который часто называют легким.

Даже корифей советского эстрадного искусства Смир­нов-Сокольский неспроста ведь говорил, что к эстраде у нас относятся как к женщине легкого поведения — все не прочь провести с ней какое-то время, а выйти с ней в свет стес­няются…

При этом, поверьте, мало кто знает на самом деле, как глубоко должен мыслить эстрадный артист, как тщательно анализировать жизнь. Все те, кто так или иначе связаны с эстрадой — будь то авторы, поэты, композиторы или про­дюсеры, — всегда, как правило, нацелены на то время, в котором они живут. Именно поэтому песни Пахмутовой, Тухманова, Шаинского не только доставляли массу поло­жительных эмоций, но и воспитывали, заряжали жизненной энергией, вели нас в нужном направлении. И в первую очередь, конечно же, они воспитывали в нас художников. Я стал таким, какой я есть, в огромной степени благодаря все тем же песням Фрадкина, Тухманова, Шаинского, Са-ульского и многих им подобных мастеров.

Ведь, чтобы создать свои произведения, они должны были проникнуться духом своего времени, чтобы потом передать его нам. И здесь большую роль играют те артисты, которые подхватывают эту творческую эстафету и несут ее навстречу слушателю-зрителю… На мой взгляд, в нача­ле 70-х такими артистами и стали легендарные советские ВИА, не все, естественно, но так и не бывает, чтобы все.

Поэтому таким ошеломляющим успехом пользовалась, например, песня «Там за облаками» в исполнении маликовских «Самоцветов». Помните?

В небе колышется дождь золотой, Ветры летят над равниной бессонной…

Я, кстати, эту песню тоже исполнял тогда с большим успехом.

А кто бы мог поверить, что «официозный» композитор Серафим Туликов, известный своими партийными гимна­ми, по настоятельной просьбе Юры Маликова вдруг со­чинит для тех же «Самоцветов» такую задушевную лири­ческую песню, как «Школьная пора»:

Не возвращается, Не возвращается, Не возвращается такое никогда…

Сила таланта такова, что проникает в самое сердце человеческих эмоций. А это очень важно для художника! Вот я, скажем, физически не смог бы петь песню Марка Фрадкина «За того парня» равнодушно, сухо, не вдава­ясь в содержание. Я не могу петь, не переживая за того парня, который когда-то ушел на войну. Я так воспитан, у меня отец — военный, я воспитывался с детства в со­ответствующей атмосфере, патриотизм у меня, можно сказать, в самой крови… Точно также, думаю, восприми мали в свое время маленькие Дима Маликов и Вовка Пресняков то окружение, в котором они выросли. В этой среде ценилось то, в чем есть идея, содержание, цель. В песнях «Самоцветов» было особое отношение к народу, к Родине. Все песни были событийными, в них ясно выстроен сюжет. Ну вот взять хотя бы такой потрясающий хит, как «Мой адрес — Советский Союз»! Дима и Володя слышали эти песни, проникались ими изнутри и уже, по сути, не могли быть недобрыми, холодными, равнодушными людьми. И, разумеется, заслуга в этом принадлежит тому же Юре, что сумел вложить в них то самое лучшее, что было в нем самом и в его детище — ансамбле «Самоцветы».

Дима, насколько мне известно, в свое время высту­пал в составе ВИА, но предпочел сольную карьеру. Хотя, на самом деле, по большому счету, он ведь композитор, исполнитель-виртуоз, и у него блестящий композиторский диплом. Когда мы с ним встречаемся, то, кстати, разгова­риваем не только о музыке, ведь Дима — страстный кол­лекционер, ценитель живописи, знает классику, как мало кто еще…

Так что, конечно, Диме и Володе сильно повезло, что они выросли в интеллигентной и творческой среде. И, ви­димо, поэтому главной отличительной чертой этих слав­ных ребят является их искреннее уважительное отноше­ние к нашему прошлому.

Когда я встречаюсь с Володей и Димой, они никогда не называют меня Львом Валерьяновичем (ровно как и Ви­нокура — Владимиром Натановичем), мы для них — дядя Лева и дядя Володя. В их глазах мы — явление, образ тех старших товарищей, на примере которых они и росли. Вот почему в данном случае мне не представляется особенно банальной фраза: «Вы знаете, а ведь мы выросли на ваших песнях!»

Так что наши песенные традиции, я надеюсь, попали в надежные руки. Вслушайтесь в песни и музыку Димы Маликова, и вы обязательно услышите в них мелодию, мотив, без которого, на мой взгляд, нет и не может быть эстрадного искусства. Дима вырос прекрасным пианистом, которому под силу любое классическое произведе­ние. Одно слово — профессионал, знаток своего дела! Он точно знает, чего хочет. Да и по знаку зодиака мы с ним оба Водолеи. А натура Водолея мне, естественно, ясна как никому…

Что же касается Володи Преснякова-младшего, Мало­го, то они, конечно, с Димой совершенно разные по скла­ду, но характеру и, соответственно, идут каждый своим пу­тем. Володя, на мой взгляд, менее организован, чем Дима, ведь композиторская работа требует от Димы наивысшей концентрации и сосредоточенности.

Володя же настоящий свободный художник, этакий, я бы сказал, экзистенс. Он чувствует себя в эстрадном мире как рыба в воде, легко общается с родными, близкими, друзьями.

И, может быть, поэтому и личная, семейная судь­ба у Димы Маликова в принципе стабильна, а у Вблоди в этом смысле шло не так уж гладко до сих пор. Но вот, по-моему, и у него сейчас счастливый брак с очарователь­ной молоденькой певицей. Во всяком случае, они очень подходят друг другу. А как он любит своего отца Петрови­ча и маму Лену — об этом можно песни сочинять!

Кстати сказать, семья Маликовых-старших, как и се­мейство старших Пресняковых — просто-таки идеальные примеры долгожительства семейных пар. Думаю, в Год Семьи, как раз сейчас, и нужно всячески показывать, про­пагандировать такие удивительные семьи, не распавшие­ся в течение нескольких десятилетий. И тем более важ­но, что эти примеры — из мира эстрады, который в глазах обывателей является чем-то неприглядным в морально-этическом смысле.

Хотя надо четко различать, что шоу-бизнес и эстрада — совершенно разные вещи! Шоу-бизнес — это прежде все­го коммерческое телевидение, делающее ставку на низкий потребительский уровень публики. Там все держится на рейтинге и формате (хотя никто не знает толком, что это такое). Есть звезды, которые жаждут пиара всеми доступ­ными средствами — ну, стало быть, им там и место. Меня же, извините, на подобные программы никаким калачом не заманишь. Для настоящего артиста репутация порядочного человека — это все.

Вот почему вы не увидите во всех этих бессмысленных ток-шоу, заполняющих экран, ни Володи Преснякова, ни Димы Маликова. Воспитание не позволяет — они знают, что такое настоящие ценности.

Хотя, конечно, что скрывать, без соответствующего пиара на эстраде не прожить. Но просто надо знать для себя чувство меры — вот и все. Если они нарушат нравственную планку, ту, которую они сами себе когда-то по­ставили, то массы им такого не простят. Я имею в виду того нашего «среднего» зрителя, который преданно любит эстраду со всеми ее традициями и не приемлет к ней пре­небрежения со стороны своих кумиров.

Так, на эстраде нет вездесущего гламура, нет скабрез­ности, нет пошлости. Пока, во всяком случае, я этого не замечал. И, соответственно, надеюсь, что традиции оте­чественных мастеров эстрады, перешедшие по наследству в руки таких замечательных ребят, как Дима и Володя, в свое время перейдут к их детям — если те решат вступить на этот трудный путь.

И дай вам Бог всего хорошего, дорогие мои ребята!