Лев Лещенко об эстрадных династиях
С давних пор существует такое понятие, как цирковой семейный клан. И это, в общем-то, понятно. Ведь, чтобы освоить цирковое мастерство, необходимо выходить на арену как можно раньше, с детских лет. Но артистические кланы и династии на эстраде — явление настолько редкое, что их можно по пальцам пересчитать. А начиналось все в те же незабвенные 70-е годы прошлого века, когда советская песенная эстрада переживала подлинный подъем. Возник целый пласт новых имен, рождались ВИА, вокально-инструментальные ансамбли, в песнях которых находили свое выражение мысли и надежды целого поколения. И одной из самых ярких звезд в плеяде, безусловно, был продюсер, музыкант, арт-менеджер, а проще говоря — организатор музыкальных коллективов Юрий Маликов, с которым мы с тех пор сдружились. У Юры был сын Дима, ставший, как и его родители, с ранних лет «заложником» хлопотной и тяжелой исполнительской профессии. А ведь она всегда связана с бесконечными переездамии перелетами из города в город и очень трудным, нсус I рн енным бытом. Как в таких условиях можно было хороши учиться, не пропускать занятия в школе, сдавать какие п> экзамены, ума не приложу…
И вот на одном из этапов создания своего культового коллектива «Самоцветы» Юра обратил внимание мм необычайно одаренную пару, состоявшую из блестящею саксофониста Владимира Преснякова и его жены, очаро вательной певицы Лены, у которых тоже был маленький сын Володя, или, как они его называли, Малой. Но если Юра жил в Москве, то свердловчане Пресняковы во время своих гастролей могли рассчитывать только на провинциальную аудиторию.
Тем не менее Юра, приложив поистине титанические усилия, сумел «перетащить» Пресняковых в Москву, помог с жильем и пропиской.
В тот момент вряд ли кто-то предполагал зарождение сразу двух артистических династий, продолжателями которых станут, соответственно, Дима Маликов и Володя Пресняков-Малой… Это настоящие «дети гастролей», выросшие в полном смысле слова на колесах. Так стоит ли удивляться тому, что Дима и Володя впитали в себя всю эту эстрадную атмосферу целиком, на генетическом уровне? Наверное, именно это воспитало в них серьезное и уважительное отношение к эстрадному жанру, который часто называют легким.
Даже корифей советского эстрадного искусства Смирнов-Сокольский неспроста ведь говорил, что к эстраде у нас относятся как к женщине легкого поведения — все не прочь провести с ней какое-то время, а выйти с ней в свет стесняются…
При этом, поверьте, мало кто знает на самом деле, как глубоко должен мыслить эстрадный артист, как тщательно анализировать жизнь. Все те, кто так или иначе связаны с эстрадой — будь то авторы, поэты, композиторы или продюсеры, — всегда, как правило, нацелены на то время, в котором они живут. Именно поэтому песни Пахмутовой, Тухманова, Шаинского не только доставляли массу положительных эмоций, но и воспитывали, заряжали жизненной энергией, вели нас в нужном направлении. И в первую очередь, конечно же, они воспитывали в нас художников. Я стал таким, какой я есть, в огромной степени благодаря все тем же песням Фрадкина, Тухманова, Шаинского, Са-ульского и многих им подобных мастеров.
Ведь, чтобы создать свои произведения, они должны были проникнуться духом своего времени, чтобы потом передать его нам. И здесь большую роль играют те артисты, которые подхватывают эту творческую эстафету и несут ее навстречу слушателю-зрителю… На мой взгляд, в начале 70-х такими артистами и стали легендарные советские ВИА, не все, естественно, но так и не бывает, чтобы все.
Поэтому таким ошеломляющим успехом пользовалась, например, песня «Там за облаками» в исполнении маликовских «Самоцветов». Помните?
В небе колышется дождь золотой, Ветры летят над равниной бессонной…
Я, кстати, эту песню тоже исполнял тогда с большим успехом.
А кто бы мог поверить, что «официозный» композитор Серафим Туликов, известный своими партийными гимнами, по настоятельной просьбе Юры Маликова вдруг сочинит для тех же «Самоцветов» такую задушевную лирическую песню, как «Школьная пора»:
Не возвращается, Не возвращается, Не возвращается такое никогда…
Сила таланта такова, что проникает в самое сердце человеческих эмоций. А это очень важно для художника! Вот я, скажем, физически не смог бы петь песню Марка Фрадкина «За того парня» равнодушно, сухо, не вдаваясь в содержание. Я не могу петь, не переживая за того парня, который когда-то ушел на войну. Я так воспитан, у меня отец — военный, я воспитывался с детства в соответствующей атмосфере, патриотизм у меня, можно сказать, в самой крови… Точно также, думаю, восприми мали в свое время маленькие Дима Маликов и Вовка Пресняков то окружение, в котором они выросли. В этой среде ценилось то, в чем есть идея, содержание, цель. В песнях «Самоцветов» было особое отношение к народу, к Родине. Все песни были событийными, в них ясно выстроен сюжет. Ну вот взять хотя бы такой потрясающий хит, как «Мой адрес — Советский Союз»! Дима и Володя слышали эти песни, проникались ими изнутри и уже, по сути, не могли быть недобрыми, холодными, равнодушными людьми. И, разумеется, заслуга в этом принадлежит тому же Юре, что сумел вложить в них то самое лучшее, что было в нем самом и в его детище — ансамбле «Самоцветы».
Дима, насколько мне известно, в свое время выступал в составе ВИА, но предпочел сольную карьеру. Хотя, на самом деле, по большому счету, он ведь композитор, исполнитель-виртуоз, и у него блестящий композиторский диплом. Когда мы с ним встречаемся, то, кстати, разговариваем не только о музыке, ведь Дима — страстный коллекционер, ценитель живописи, знает классику, как мало кто еще…
Так что, конечно, Диме и Володе сильно повезло, что они выросли в интеллигентной и творческой среде. И, видимо, поэтому главной отличительной чертой этих славных ребят является их искреннее уважительное отношение к нашему прошлому.
Когда я встречаюсь с Володей и Димой, они никогда не называют меня Львом Валерьяновичем (ровно как и Винокура — Владимиром Натановичем), мы для них — дядя Лева и дядя Володя. В их глазах мы — явление, образ тех старших товарищей, на примере которых они и росли. Вот почему в данном случае мне не представляется особенно банальной фраза: «Вы знаете, а ведь мы выросли на ваших песнях!»
Так что наши песенные традиции, я надеюсь, попали в надежные руки. Вслушайтесь в песни и музыку Димы Маликова, и вы обязательно услышите в них мелодию, мотив, без которого, на мой взгляд, нет и не может быть эстрадного искусства. Дима вырос прекрасным пианистом, которому под силу любое классическое произведение. Одно слово — профессионал, знаток своего дела! Он точно знает, чего хочет. Да и по знаку зодиака мы с ним оба Водолеи. А натура Водолея мне, естественно, ясна как никому…
Что же касается Володи Преснякова-младшего, Малого, то они, конечно, с Димой совершенно разные по складу, но характеру и, соответственно, идут каждый своим путем. Володя, на мой взгляд, менее организован, чем Дима, ведь композиторская работа требует от Димы наивысшей концентрации и сосредоточенности.
Володя же настоящий свободный художник, этакий, я бы сказал, экзистенс. Он чувствует себя в эстрадном мире как рыба в воде, легко общается с родными, близкими, друзьями.
И, может быть, поэтому и личная, семейная судьба у Димы Маликова в принципе стабильна, а у Вблоди в этом смысле шло не так уж гладко до сих пор. Но вот, по-моему, и у него сейчас счастливый брак с очаровательной молоденькой певицей. Во всяком случае, они очень подходят друг другу. А как он любит своего отца Петровича и маму Лену — об этом можно песни сочинять!
Кстати сказать, семья Маликовых-старших, как и семейство старших Пресняковых — просто-таки идеальные примеры долгожительства семейных пар. Думаю, в Год Семьи, как раз сейчас, и нужно всячески показывать, пропагандировать такие удивительные семьи, не распавшиеся в течение нескольких десятилетий. И тем более важно, что эти примеры — из мира эстрады, который в глазах обывателей является чем-то неприглядным в морально-этическом смысле.
Хотя надо четко различать, что шоу-бизнес и эстрада — совершенно разные вещи! Шоу-бизнес — это прежде всего коммерческое телевидение, делающее ставку на низкий потребительский уровень публики. Там все держится на рейтинге и формате (хотя никто не знает толком, что это такое). Есть звезды, которые жаждут пиара всеми доступными средствами — ну, стало быть, им там и место. Меня же, извините, на подобные программы никаким калачом не заманишь. Для настоящего артиста репутация порядочного человека — это все.
Вот почему вы не увидите во всех этих бессмысленных ток-шоу, заполняющих экран, ни Володи Преснякова, ни Димы Маликова. Воспитание не позволяет — они знают, что такое настоящие ценности.
Хотя, конечно, что скрывать, без соответствующего пиара на эстраде не прожить. Но просто надо знать для себя чувство меры — вот и все. Если они нарушат нравственную планку, ту, которую они сами себе когда-то поставили, то массы им такого не простят. Я имею в виду того нашего «среднего» зрителя, который преданно любит эстраду со всеми ее традициями и не приемлет к ней пренебрежения со стороны своих кумиров.
Так, на эстраде нет вездесущего гламура, нет скабрезности, нет пошлости. Пока, во всяком случае, я этого не замечал. И, соответственно, надеюсь, что традиции отечественных мастеров эстрады, перешедшие по наследству в руки таких замечательных ребят, как Дима и Володя, в свое время перейдут к их детям — если те решат вступить на этот трудный путь.
И дай вам Бог всего хорошего, дорогие мои ребята!