Лев Лещенко об Александре Розенбауме
В конце 70-х годов, находясь на гастролях в городе Харькове, мы с Володей Винокуром оказались в компании молодых актеров. Завязался оживленный разговор о том, о сем, в том числе и о песенных кумирах молодежи. Ребята нас засыпали вопросами — мол, расскажите о такой-то и такой-то эстрадной звезде, будучи в полной уверенности, что уж мы-то, представители столичной артистической плеяды, знаем в этом смысле всех и каждого.
И вдруг в разгар нашей беседы кто-то включил магнитофон, из которого полились никогда ранее не слышанные нами песни так называемого авторского жанра в исполнении какого-то доселе неизвестного нам певца с характерным, чуть хрипловатым голосом и покоряющей своим лиризмом интонацией. И первое, что обратило на себя наше внимание, было подлинное, профессиональное мастерство исполнителя, проявлявшееся буквально во всем, начиная от ярких, запоминающихся мелодий до глубокой, наполненной смыслом и содержанием поэзии… Мы с Володей, не сговариваясь, спрашиваем чуть ли не синхронно:
— Что это? Кто это поет? Откуда он? Из Харькова? Из Киева?
Но тут уже настала их очередь удивляться;
— Как? Вы не слышали, не знаете такого модного певца? Это же Саша Розенбаум! Он из Ленинграда, его записи звучат по всей стране! А кто-то даже говорит, что он — второй Высоцкий. Но выступать ему пока что, правда, разрешают только в андеграунде, как и всем нашим бардам. То, что мы здесь сейчас вам крутим, как раз и есть один из его «левых» концертов, записанный подпольным способом.
Мы говорим:
— А можно прокрутить еще разок?
— Пожалуйста, сколько хотите!
Одним словом, все это на нас с Володей произвело очень сильное впечатление. Особенно запомнились такие яркие хиты, как «Только пуля казака…», «Гоп-стоп». А спустя неделю, когда мы уже были в Ленинграде, к нам в гостиницу пришел известный композитор Виктор Резников, с которым мы были давно знакомы. В это время Витя делал музыкальные зарисовки к своему творческому портрету и хотел их показать. И вот во время разговора как-то сама собой возникла тема Розенбаума. Мы с Володей спрашиваем:
— Ты, наверно, знаешь этого певца? Он говорит:
— А как же! Саша — питерский поэт и композитор, классный парень. Одно время он работал у Альберта Асадулина в качестве гитариста — хотя, между прочим, по своему образованию он врач.
— Вот как. А можешь ты нас с Сашей познакомить?
— С удовольствием. Вы сколько здесь еще пробудете у нас?
Таким вот образом мы в нашем гостиничном номере и встретились однажды с Сашей Розенбаумом и подружились на всю жизнь. Он, разумеется, пришел к нам в номер люкс с гитарой, мы с ним посидели, «приняли», как водится, за встречу, и в итоге он для нас устроил целый импровизированный концерт. А надо сказать, что в это же время в соседних люксах проживали два великих советских футбольных кумира, легендарные тренеры Андрей Петрович Старостин и Константин Иванович Бесков. Я говорю;
— Послушай, Саша, твои песни так душевны, так проникновенны, так пронизаны духом единения людей, что поневоле вспоминается все наше коммунальное житье, через которое мы все прошли во времена своего детства… Вот, скажем, взять хотя бы эту твою песню:
Мы часто вспоминаем дни далекие, когда Катались у удачи на запятках, Не знали слова «нет», хотели слышать только «да», И верили в гадание на святках.
Скажи, пожалуйста, ты не будешь против, если мы с Володей пригласим сейчас в свой номер Бескова и Старостина? Я думаю, что твои песни им понравятся.
А он:
— О чем вы говорите! Старостин и Бесков! Я их с детства обожаю! Я ведь и сам фанат «Зенита» и всю жизнь любил футбол…
Ну, мы накрыли, соответственно, для дорогих гостей хороший стол, немножко выпили и закусили. После чего Саша опять берет свою гитару и продолжает, если можно так сказать, свой нечаянный бенефис. И тут мы видим, как на глазах у кумиров нашей юности появляются слезы, которых они даже не стыдятся, — так их, видимо, растрогала неповторимая душевная интонация Сашиных песен, как бы связующая прошлое и настоящее.
Можно себе представить, какого рода чувства всколыхнули душу старого спартаковца Андрея Петровича Старостина… Да как было удержаться от ностальгических воспоминаний при такой, к примеру, песн’е Саши, как «Неужели это было так давно?».
Многие, кстати, думают, что в чисто музыкальном смысле Александр Розенбаум — этакий невероятно одаренный композитор-самоучка в духе Окуджавы и Высоцкого, которые с гитарой, как известно, подружились во дворе. Да что там наши барды — все «битлы», считай, пришли в эстраду не с дипломам консерватории, а все с того же самого двора!..
Ну, если честно, Саша тоже в годы детства был отнюдь не ангелочком, а задиристым и дерзким забиякой-сорванцом, за что он, собственно, и был «в авторитете» на прославленной им позже в своих песнях улице Марата. А это, сами понимаете, не очень-то вязалось с образом типичного еврейского пай-мальчика из высшей степени интеллигентной питерской фамилии, где все были врачи. Так, папа Саши, Яков Шмарьевич, уролог, мама, Софья Семеновна, акушер-гинеколог (это при том, что медиками также были и дедушка Саши, и дядя, и брат…).
Вот почему, имея целью отлучить своего отпрыска от буйной питерской шпаны, Софья Семеновна пыталась то отдать его на обучение по классу скрипки, то устроить его в секцию фигурного катания. Но семилетний Сашка проявил, что называется, характер и в итоге выбрал бокс. Уже тогда в нем прорастал росток той мужественности и мощной внутренней энергии, что раз и навсегда определила весь стиль его жизни…
Но, впрочем, думаю, что его мама волновалась зря. Ведь ничто его так не влекло к себе с детства, как музыка, желание играть и сочинять. Вот почему он безо всякого давления со стороны закончил-таки музыкальную школу по классу фортепиано, параллельно блестяще освоив игру на гитаре. А страсть все делать самому от а до я заставила его плюс ко всему окончить еще и вечернее отделение музыкального училища по классу аранжировки. Все это время он проявлял себя где только мог — на сцене, на эстраде, то в составе школьной самодеятельности, то в составе студенческих ВИА, весьма популярных в те годы. Как Саша часто говорит мне о себе: «Старик, да я на сцене выступаю лет с пяти!» Так что по части музыкальной подготовленности, грамотности, широчайших знаний по теории искусства Саша, поверьте, способен заткнуть за пояс массу нынешних малокультурных, малограмотных «музыкоделов», зачастую не знающих нот…
Именно эта основательность, подкованность, стремление учиться и учиться главным образом и отличает его творчество, так поражающее нас порой все новыми и новыми гранями. Так, скажем, в детстве он, по его собственным словам, совсем не знал поэзии и уж тем более не предполагал, что он — потенциальный поэт. И вдруг как шлюзы прорвало! Вначале он без памяти влюбился в Маяковского, в его раннюю лирику. Потом пришла очередь пушкинской классики. Ну а впоследствии, когда он начал сочинять уже сам, его кумирами стали Высоцкий и Окуджава. И сегодня, думаю, мало кто рискнул бы вступить с Сашей в состязание на лучшее знание мировой поэзии.
Причем, что более всего меня поражает в Саше, -у него все происходит как бы параллельно в одно и то же время. Так, все вышеописанное как-то совместилось в нем с учебой в Первом медицинском институте, с практикой на Тихоокеанском флоте, после чего был год военной службы на кораблях Балтийской флотилии, работа в качестве анестезиолога-реаниматора на скорой помощи и прочая, и прочая, и прочая.
Но, как того и следовало ожидать, однажды ему все же пришлось стать перед выбором: или медицина, или музыка. Вот почему в самом начале 80-х годов прошлого века питерский артистический бомонд украсился еще одним, тогда уже довольно популярным именем на андеграундных афишах:
Автор-исполнитель
Александр Розенбаум
Но, как само собой понятно, быть известным в Питере — это еще не значит быть известным в узких кругах Министерства культуры. И, что скрывать, нам было попросту досадно, что такой прекрасный, умный и глубокий автор-исполнитель не имеет соответствующей своему масштабу зрительской аудитории. Но в то же время все мы видели, как на советскую эстраду не пускали Окуджаву, Галича, Высоцкого, песни которых распевала вся страна.
Существовали жесткие законы, по которым выйти к зрителю можно было только через творческий союз или концертную организацию. Вот почему многие годы в Сою композиторов не принимались такие, к примеру, мастера советской песни, как Слава Добрынин, Юра Антонов, Женя Мартынов, кстати, жившие в Москве. И уж куда там было думать о Союзе композиторов человеку из ленинградского песенного андеграунда, как бы он ни был талантлив! Но Саша, будучи философом по складу своего характера, как будто бы не очень и страдал от всей этой несправедливости, надеясь, что успех к нему придет так или иначе, не позже и не ранее, чем это суждено. Он вообще стремится не форсировать события, всецело полагаясь на судьбу. Так, после нашей встречи в «Европейской» он сказал:
— Вы знаете, судьба, по-моему, сама все предопределяет и расписывает… Есть предначертания, которые сбываются во что бы то ни стало. Вот, например, я уже с вами виделся когда-то, только вы меня не помните. А дело было так. Как-то однажды в Сочи с вами на пляже поздоровался, на дальнейшее, однако, не отважился. «Что делать? -говорю своим ребятам, загоравшим тут же рядом.— Как бы подойти мне к Лещенко и дать ему парочку своих песен?» «И что ты ему скажешь?» — говорят они. «Да я уже придумал. Я скажу ему: «Лев Валерьянович, а вам не тесно уже с вашим нынешним репертуаром? Если хотите, я могу вам предложить его чуть-чуть разнообразить песнями моего сочинения. Послушайте, пожалуйста, вдруг что-то подойдет». Ну что, друзья меня подбодрили: «Тогда давай, иди!» А я засомневался вдруг чего-то, думаю: «Да ладно, там у Лещенко своих хватает авторов в Союзе композиторов. Куда мне!» В общем, так и не рискнул. Но в глубине души жила какая-то уверенность, что наша с вами встреча состоится все равно и, может быть, вы будете еще петь мои песни. Так что, поверьте, я даже не очень удивился, когда Витя Резников сказал мне, что со мной желают встретиться Лещенко и Винокур. Я говорю:
— Действительно судьба! Ты знаешь, мне очень понравилась твоя песня «Неужели это было так давно». Если позволишь, я возьму ее к себе в репертуар, аранжирую, запишу и буду петь ее в своих концертах…
Надо сказать, я сделал это очень быстро, и с тех пор я этой песней начинал, по сути, каждый свой концерт. Сашина песня стала для меня своеобразным камертоном, определяющим тональность моего выступления, — ну, нечто вроде ретроспективы всего того, что я сделал в этой жизни.
А когда мы как-то встретились уже у нас в Москве, мы с Винокуром взяли Сашу в оборот:
— Послушай, пора что-то делать! Это ненормально, что такой талантливый артист сидит у себя в Питере, где его крутят бесконечно, но не знают по стране. Давай-ка мы поступим так. Вот мы сейчас с Володей делаем концертную программу в Лужниках, где будет сборная концертная «солянка», будут выступать певцы в различных жанрах. Приезжай, и мы тебя туда определим.
И что вы думаете? Розенбаум начал вдруг отказываться:
— Я, конечно, очень благодарен вам за это, но… Зачем мне это все? Я не люблю эстрадную тусовку, я к ней не готов, я не люблю толпу, весь этот шум и гам. Ну, в общем, как-то обойдусь.
А мы:
— Ты извини, но тут вопрос чисто практический. Вот ты, допустим, сочиняешь песни, исполняешь их, а что тебе за это платят? Какая у тебя концертная ставка?
Он говорит:
— Да нет у меня ставки никакой!
— Так вот для этого и надо начинать работать на эстраде, чтобы ставку получить. Сначала надо выступить в каком-нибудь большом концерте, быть замеченным, и после этого можно рассчитывать на ставку. А иначе не получится никак…
Ну, одним словом, уломали мы его. А после этого к нам подключился все умеющий, все знающий и все устраивающий Иосиф Кобзон. Так что в том памятном концерте в Лужниках, где дебютировал на песенной эстраде Александр Розенбаум, мы составляли уже нечто вроде дружной «мушкетерской» четверки, которая, кстати сказать, имеет место быть и по сей день. После концерта, как и было обещано, Кобзон подал все необходимые документы в Министерство культуры, мы с Володей тоже поднажали где надо, и вот так, совместными усилиями мы в итоге и пробили для Саши концертную ставку в целых восемь рублей пятьдесят копеек. Как сказал бы, наверное, Райкин — «сумасшедшие деньги». Но что поделать, времена были такие, если даже Алла Пугачева получала ненамного больше, собирая стадионы и обогащая государство на миллионы рублей…
Но, так или иначе, с этого момента автор-исполнитель Александр Розенбаум получил вполне официальную возможность гастролировать со своими концертами по стране и зарабатывать при этом деньги.
Кто-то, возможно, скажет, что такой большой талант наверняка пробился бы и сам, без всякой посторонней помощи. Да, может быть, и так. Я вовсе не преувеличиваю своего вклада в его творческую биографию. Но тем не менее все мы, артисты уже более известные, сразу же приняли его в свой круг как равного.
Ведь он и в самом деде был не начинающим учеником, а уже зрелым, крепким мастером со своим собственным, неповторимым стилем и, что называется, «лица необщим выраженьем». Уникальным, одним словом.
При этом за его плечами были уже, как-никак, и медицинский институт, и служба в скорой помощи, и служба в качестве военврача в Военно-Морском флоте… А врач — это ведь по большому счету даже не профессия, это призвание, талант. Врач просто должен обладать помимо специальных знаний и умений такими свойствами, как милосердие, доброжелательность и благородство, а иначе он не врач.
Все это, на мой взгляд, присуще Саше Розенбауму в самой высокой степени и потому так органично отражается в его репертуаре. Все его песни так духовно глубоки, патриотичны и лиричны одновременно, что иногда просто диву даешься, как умело и легко он все это объединяет в одно целое!
Хотя, конечно же, за этой внешней легкостью стоит нелегкий, кропотливый труд — в чем мог бы убедиться всякий, кому довелось бы взглянуть на черновики всех его песен, сплошь исчерканные вдоль и поперек…
Тут, впрочем, кое-кто, возможно, выразит и мнение не столь категоричное: «А как же, извините, быть с такими песенными строчками от Розенбаума:
Гоп-стоп, Сэмэн, засунь ей под ребро, Гоп-стоп, смотри не обломай «перо»?
Ну что сказать на это? Жанр есть жанр! Прежде всего — и это важно — Розенбаум здесь как бы открыто пародирует, перефразирует по-своему «Одесские рассказы» Бабеля, которые, по сути, сами по себе уже являются пародией на пресловутую «одесскую» бандитскую романтику. Иначе можно сделать вывод, что и у Бабеля все это тоже, так сказать, не понарошку, а всерьез. Но это нонсенс! И для Бабеля, а позднее и для Розенбаума все это, разумеется, всего лишь только яркая, изящная и ироничная литературная игра…
Кстати сказать, на этом основании «блатные» песни Саши часто сравнивали с «уголовной» же тематикой Высоцкого, и, как мне кажется, совершенно напрасно. На самом деле между ними в этом смысле нет ничего общего — кроме того что и Высоцкий, выступая в своих песнях под личинами бандитов, никогда бандитом не был и на зоне не сидел. Различие здесь в том, что в своей «лагерной» тематике Высоцкий чаще всего более жесток и достаточно политизирован — он нетерпим, он выражает свой протест.
А Розенбаум даже в жанре «криминального» шансона, что так буйно распустился в наше время, остается тем же лириком-романтиком, которым был всегда. Он, если можно так сказать, принципиально незлобив, он не идет на обострение, наоборот, всегда пытаясь снять конфликт. Если принять литературные ассоциации, то я скорее бы его причислил к «гриновскому» направлению в искусстве, где под пером поэта грубая реальность превращается в высокую романтику. И, что немаловажно, Розенбаум не политизирован, он выше политических, военных и каких-либо еще интриг! Даже в таких, казалось бы, своих произведениях на злобу дня, как песня-реквием «Черный тюльпан», он говорит не о конфликтах «местного значения» типа воины в Афганистане, а констатирует огромную трагедию всечеловеческих масштабов, жертвами которой становятся по злой иронии судьбы еще только вступившие в жизнь ребята, не успевшие толком пожить…
Конечно, он тем самым выражает свой протест против бессмысленной афганской войны, но протест здесь опосредованный, выраженный чувствами, сугубо личным отношением к войне как таковой. И, кстати, очень показательно, что первая пластинка Розенбаума под названием «Эпитафия» была целиком на военную тему!
Как и тот факт, что каждый год 9 мая, в День Победы, он, как правило, дает свой сольный праздничный концерт в самом престижном питерском зале «Октябрьский». Так называемые общечеловеческие ценности его интересуют больше, чем сиюминутная политика. Мы с ним довольно часто говорим на эти темы, и могу заверить, что его, как мало кого из тех, кого я знаю, трогает все то, что происходит сейчас в стране.
Думаю, именно поэтому он и пошел в свое время в депутаты Государственной думы, чтобы иметь реальную возможность защищать те морально-нравственные устои, которые для него дороги, всеми доступными средствами, в том числе и политическими. В то время как Иосиф Кобзон возглавлял комитет по культуре в Госдуме, Александр Розенбаум был его заместителем. Там он и продвигал свои идеи по духовному оздоровлению России на сегодняшнем переходном этапе, когда прежних моральных ориентиров уже нет, а новых — нет еще.
Вот здесь-то и вступают в силу общечеловеческие ценности гуманитарного порядка. Что остается делать в этой ситуации завзятому романтику, мечтающему о братстве людей? Быть может, отложить гитару и отдаться политической карьере целиком? При такой популярности, которую Розенбаум имеет сегодня во всех слоях нашего общества, ему все это, очевидно, не составит большого труда. Но, как мы видим, Александр все-таки в итоге предпочел свое проверенное прежнее оружие — поэзию, гитару и, конечно же, неистребимый оптимизм…
Да, иногда он тоже выглядит довольно жестко, жесткой может быть его манера исполнения, но все это от мужественности, от прямоты. А если коротко, то Саша из породы настоящих мужиков. Но, на мой взгляд, это как раз и здорово, что в нем при всем при том живут такие качества, присущие защитнику-мужчине, как душевность, сострадание, любовь к своей стране! Вот почему он, не скрывая, говорит:
— Я не приемлю Государства, но люблю свою Отчизну.
И на извечный человеческий вопрос «С чего начинается Родина?» у Саши есть только один ответ: «Конечно, с Петербурга». Для Саши Питер — это все. Это его семья, его друзья, его Невский проспект, его излюбленная улица Марата, на которой прошло его детство. А чего, скажем, стоит его знаменитая песня о питерских каналах, потрясающая песенная мелодрама, где он передает чувство любви к своему городу, к своим истокам и корням?
Эта его безумная любовь ко всему питерскому проявляется буквально во всем — и в том, что его тянет к себе море, что он питерский моряк, что у него по всей квартире развешаны корабельные рынды, штурвалы и тому подобная морская атрибутика… Саша — страстный поклонник питерской команды «Зенит», что, кстати, роднит его с таким же неистовым патриотом северной столицы, как Михаил Боярский. Кроме того, как я уже сказал чуть выше, Саша Розенбаум был боксером в юности. И потому он, будучи на самом деле сильным, мощным человеком, настоящим мужиком, не может позволять себе обидеть слабого. Такое сочетание духовной и физической мощи и делает его, по сути, той могучей «глыбой» в морально-нравственном плане, которой, кажется, под силу все, за что он ни возьмется.
Хотя, если взглянуть на его жизненную траекторию, путь, уготовленный ему судьбой, был вовсе не усыпан розами. Начать с того, что мальчику из еврейской семьи, изначально отмеченному пресловутой «пятой графой», было не так-то просто продвигаться по карьерной лестнице хотя бы в той же медицине. То есть ему невольно приходилось перешагивать две ступени там, где остальным хватало и одной. Но все это было ничто по сравнению с теми мытарствами, которые его ожидали на тернистой поэтической стезе. Чего ему стоило утвердиться на нашем творческом Олимпе, зная, что он настоящий, хороший поэт, но зная и то, что для него закрыты все пути к известности и славе, ведомо ему лишь одному…
Его чаще всего считают бардом и автором-исполнителем, но, с моей точки зрения, он просто-напросто прекрасный, замечательный поэт. Как-то, услышав его песню из «одесского цикла», насыщенную невероятным количеством сленгового текста, понятного разве что лишь самим коренным одесситам, я спросил его:
— Откуда ты все это знаешь? Ты что, когда-то жил в Одессе, изучал одесский сленг?
А он в ответ смеется:
— Левочка, но я ведь все-таки поэт! А у поэта главное оружие — фантазия, воображение. Мне и не нужно столько знать — достаточно какого-то нюанса, искорки, намека, чтобы из всего этого и развивать потом сюжет.
В чем, кстати, можно убедиться, взяв в руки сборник стихов Розенбаума «Белая птица удачи», целиком посвященного его любимому Питеру, где все иносказание, метафора, поэтический образ, вмещающий в себя большое внутреннее содержание. И так в любой из его песен, в каждой поэтической строфе. То есть все сказано как надо, но не в лоб, не напрямик. И вот, пожалуй, один из самых ярких примеров того, что Розенбаум разговаривает с нами притчами, иносказанием, рассчитывая, разумеется, на думающих, понимающих людей. Речь идет о знаменитой песне Розенбаума про утиную охоту. Помните?
В плавнях шорох. И легавая застыла чутко… Аи да выстрел! Только повезло опять не мне. Вечереет. И над озером летают утки, Разжирели… Утки осенью в большой цене.
О чем, казалось бы, эта история? На первый взгляд -о незадачливом охотнике, который, заглядевшись на осенние красоты, проворонил свою дичь? Ведь на самом деле здесь Саша гуманист, он скорее рад, что промахнулся, что не убил живое существо! Если всерьез, по-настоящему потребуется — что ж, он готов: «Любить так любить, гулять так гулять, стрелять так стрелять, летать так летать!» Но чтоб вот так, забавы ради… То есть песня-то его как раз о том, что в нем сокрыто, это то, о чем ему бы не хотелось говорить, боясь при этом показаться пафосным, впадать в морализаторскую интонацию: «Мол, посмотрите на меня, какой я страстный гуманист!» Хотя на самом деле он, конечно, гуманист. Я даже думаю, что в данной ситуации его кумир Высоцкий не раздумывал бы долго: «Стрелять, не стрелять», — и выстрелил бы обязательно, охота есть охота. И о преступниках его герой Жеглов сказал вполне определенно и категорично: «Вор должен сидеть в тюрьме». А Саша Розенбаум, как я думаю, сказал бы: «Вора нужно перевоспитать». Вот почему он собирает на своих концертах потрясающую публику, настроенную, как и он, патриотично и гуманистично.
И каждый раз, когда он начинает петь «Черный тюльпан», весь зал встает как на одном дыхании — да, он не раз бывал в Афганистане, знает, что почем, не понаслышке, но художник — это ведь не репортер, не хроникер. Им движет нечто более высокое — та убедительность искусства, что доступна только настоящему художнику. Вот я, к примеру, тоже никогда не воевал, но каждый раз, когда я исполняю «День Победы», у людей мороз по коже, многие об этом говорили мне не раз… Что меня сразу же, еще при нашей первой встрече, поразило в Саше — это то, что он в нашем циничном, прагматичном мире чист душой, что это чистый человек. Его немыслимо представить в качестве гламурного героя, не сходящего с обложек глянцевых журналов, отдающих желтизной. Все, что он делает, он делает на совесть, кропотливо, тщательно выстраивает фразы, не жалея времени и сил.
И если взглянуть на его тексты, вы в них не отыщете ни одного неточного и приблизительного слова. Уж я-то в этом разбираюсь, можете мне поверить. Бывает, что приносят мне хорошие поэты тексты песен, я читаю их и вижу — что-то в них не так, что-то ломает ритм и смысл. Ну, может быть, какой-нибудь неточный эпитет, неточное определение, неточное действие. Так вот, в поэтическом творчестве у Саши Розеибаума ничего подобного просто быть не может. Там нес настолько сконцентрировано, грамотно и точно, что буквально комар носа не подточит.
Причем особо здесь хотелось бы отметить, что все эти качества его поэзии в такой же мере свойственны всему тому, чем он обычно занимается, чем дышит, чем живет. А проще говоря, Розенбаум-поэт неотделим от Розенбаума-человека. И я, конечно, очень рад тому, что, в отличие от многочисленных почитателей его творчества, я имел и имею возможность знать его лично, дружить с ним, зачастую будучи первым слушателем его новых песен. Хотя, что тут скрывать, нас далеко не радует то обстоятельство, что мы живем с ним в разных городах, что наши графики гастролей не позволяют нам так часто видеться, как нам того хотелось бы.
Но что поделать, жизнь есть жизнь…
Приезжая в Питер, мы зачастую останавливаемся в маленькой уютной гостинице, принадлежащей Саше наряду с его постоянной партнершей, опытным арт-директором Беллой Купейной, которая, по общему мнению, стала для него своего рода «ангелом-хранителем», избавившим его от множества всяких докучных деловых и бытовых забот. Хлебосольство, щедрость и душевная открытость Розенбаума привлекала и привлекает к нему самых ярких и значительных людей нашего времени. Так, он когда-то был очень дружен с первым мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком и его женой Людмилой Нарусовой.
И когда мы, приезжая в Питер, собирались все вместе в ресторанчике у Саши, то, поверьте, это было очень интересное застолье, брызжущее юмором как доброе шампанское! Становилось понятно без слов, почему к Саше так тянутся люди. Потому что он по своей сути — человек, дарящий праздник, поднимающий вам настроение и пробуждающий в вас жажду жизни, невзирая ни на что. Его энергия и жизнелюбие, на мой взгляд, не имеют себе равных в нашей нынешней эстрадно-песенной тусовке. Оптимизм его неистребим.
Кстати сказать, уже в начале нашего совместного знакомства Иосиф Кобзон на правах старшинства окрестил нашу дружную троицу — Лещенко, Винокура и Розенбаума — ласковым словом «сынки». Ну, мы, естественно, не возражали, ведь уже тогда Кобзон был безусловным «маршалом» отечественной песенной эстрады. С тех пор как-то само собой и повелось, «мушкетерскую» четверку под предводительством Иосифа Давидовича приглашали на какие-то ответственные, важные мероприятия обычно целиком, в полном составе. Тогда-то, собственно, Иосиф и решил, что он для нас отныне папочка, а мы — его сынки. Мы любим подурачиться при случае, тем более что собираться нам обычно приходится не так часто, как хотелось бы.
Должен признать, что я не так подробно знаю образ жизни Саши Розенбаума, как, скажем, жизнь Володи Винокура, в силу вполне объективных причин. С Володей мы все время видимся и на работе, и на даче, а вот с Сашей мы встречаемся нечасто, пару-тройку раз в год. Порой бывает, что судьба нас сводит в самых экзотических местах. Так, например, в этом году мы встретились н Израиле, где я был на гастролях, а Саша приехал навестить свою семью — жену, дочь, зятя.
Мы посидели с ним на пляже, вспомнили былое и, что тут скрывать, посетовали на свое бродячее житье-бытье, благодаря которому мы стали видеться все реже и реже. Но что поделаешь? С тех пор как мы все стали популярными, известными артистами, нагрузки наши возрастают с каждым годом, наши встречи все короче и короче. Но наша дружба тем не менее от этого, как говорится, не ржавеет. Где бы мы ни встретились, мы радостно приветствуем друг друга:
— Ну, привет, братишка! Как дела?
Причем, что самое забавное, у нас при этом с Сашей узаконился некий особый анекдотный ритуал. Бывало, подбегает он ко мне в каком-нибудь останкинском длиннющем коридоре и как ни в чем не бывало, будто бы мы с ним виделись только вчера (а виделись мы, между прочим, ровно год назад), тут же выпаливает новый анекдот.
Я, соответственно, не остаюсь в долгу и выдаю ему свой анекдотный арсенал. А он мне свой! Тут подбегают ассистенты режиссеров: — Александр Яковлевич, вот вы где! Вы знаете, что запись через пять минут?
— Лев Валерьянович, вас ждут в такой-то студии с минуты на минуту! Ради Бога, поспешите!
Ну что сказать? Мы с Сашей наскоро прощаемся и разбегаемся по сторонам, так, собственно, и не успев поговорить по-настоящему о том о сем. Я все мечтаю, что, быть может, доведется нам когда-нибудь на пару с ним слетать в Америку, чтобы за несколько часов полета наконец-таки наговориться всласть…
Жизнь предлагала мне неисчислимое количество людей, по-своему мне интересных, многих я могу назвать приятелями, но что касается дружбы, то их совсем немного, и среди них, конечно, Саша. Еще одна его отличительная черта — ответственность и организованность. Помню, когда мы с ним как-то оказались в гостях на одном из кораблей Черноморского флота, Саша, облаченный в парадный мундир (который, кстати, очень ему идет), отдал честь капитану первого ранга и занял место между остальными офицерами, я спросил его:
— А почему ты в своем звании не встанешь рядом с командиром корабля?
Он говорит:
— Я по уставу не могу стоять где захочу и как военный врач должен быть именно здесь. А вы, салаги, можете стоять где вам угодно…
Так что военная планида, безусловно, его очень привлекает, он гордится тем, что он моряк, мужчина, знающий цену трудной флотской жизни. Что, согласитесь, по плечу отнюдь не всем. И потому сегодня, чем бы он ни занимался, он остается военным по духу, по складу, по нраву.
И, если честно, часто, глядя на него, я думаю, что при его врожденном благородстве и интеллигентности он был бы, скажем, в царской армии одним из самых блестящих представителей «военной косточки». А если еще при этом учесть его умение играть на гитаре и на фортепиано, то можно себе представить, какой фурор он произвел бы в великосветских гостиных того времени! Так и вижу его в белом кителе в каком-нибудь офицерском собрании или в кают-компании старинного фрегата, где превыше всего ценились понятия офицерской чести. А взять, скажем, то уважительное, трепетное отношение к женщине, которое так выгодно отличает Сашу Розенбаума от многих его собратьев по артистическому ремеслу.
От Розенбаума вы не услышите, поверьте, ничего подобного, его от пошлости мутит. Вот что такое воспитание, полученное от родителей-интеллигентов, где на первом плане всегда было уважение к другим и, соответственно, к себе.
Я понимаю, что отобразить на нескольких страницах текста столь значительное, сложное, неоднозначное явление, как творчество моего друга и собрата по искусству Александра Розенбаума, — задача нереальная. Для этого мне надо стать искусствоведом-теоретиком и написать большую монографию под следующим, скажем, заголовком: «Поэтика произведений Александра Розенбаума как отражение реальности на стыке двух эпох».
Что же касается меня, то я могу лишь пожелать ему и дальше поражать и потрясать нас своей мощной творческой активностью, не иссякающей на протяжении всех этих лет.
И помни, Саша: твои братья по искусству, по судьбе всегда с тобой!