Лев Лещенко о Николае Баскове
Появление молодого певца Коли Баскова на российском музыкальном Олимпе было столь же внезапным и сенсационным, сколь и закономерным. Мало кому из нынешних молодых звезд довелось, к примеру, исполнять партию Ленского на сцене Большого театра!
А Николаю это удавалось с большим успехом. Все, думаю, помнят, какое сильное впечатление на аудиторию произвело вокальное искусство Коли, с блеском продемонстрированное им при исполнении итальянской композиции «Памяти Карузо», на которую был снят клип. Крепкий тенор — явление довольно редкое даже в опере, а Коле и его опытным продюсерам удалось расширить творческие горизонты; выходя за рамки оперного пения, он применял свои знания и мастерство в жанре популярной музыки. На мой взгляд, это был серьезный творческий эксперимент, закончившийся безоговорочным успехом. Коля Басков стал любимцем публики, как говорится, в мгновение ока. И не только благодаря вокальному мастерству. Он обладает и чисто внешним обаянием — светловолосый юноша есенинского типа с покоряющей улыбкой и доброжелательной, открытой манерой общения.
Ошеломляющий международный успех Коли Баскова связан с именем оперной примадонны Монсеррат Кабалье, которая, оценив талант молодого артиста, выступив с ним дуэтом.
Это отчасти поставило Колю в один ряд с великими певцами мира, которые были партнерами Кабалье по сцене, и, конечно же, возложило на него большую ответственность. Это испытание славой он выдержал достойно, ведь, даже заслужив международное признание, Коля остался все тем же «простым, открытым, душевным человеком без намека на звездную болезнь».
Я думаю, что это благодаря тому, что Коля рос и воспитывался в замечательной семье. Отец его — военный, но, несмотря на частые переезды из гарнизона в гарнизон и на все связанные с этим трудности, родителям удалось создать и сохранить в доме атмосферу любви, в которой и вырос их сын.
Но то, что Коля с детства был всеобщим любимчиком, нисколько не испортило его характер. Во всяком случае, я так его воспринимаю, это моя точка зрения, даже если с ней кто-либо не согласится…
Да что скрывать, многих приверженцев оперной классики всерьез раздражает, что талантливый оперный тенор снискал такую популярность на эстраде. В разговоре с ним я и сам не раз поднимал эту болезненную тему:
— Коля, хватит тебе петь пустые, ничего не значащие песни! С твоими данными ты можешь покорить мир! Я убежден, что, если ты будешь всерьез заниматься классикой, ты станешь исполнителем не ниже, например, Хосе Каррераса…
Зачастую меня беспокоит то, с какой поистине широкой, безоглядной щедростью он растрачивает свой дар там, где его можно приберечь. Я говорю ему:
— Ну как же тебе не жалко своих связок? Зачем ты опять взял свое верхнее «до» без какой бы то ни было необходимости? Об этом забудут, а тебе это еще аукнется, поверь моему опыту.
Он в общем-то со мной не спорит, но обычно задает вопрос:
—Лев Валерьянович, но что же делать, когда деньги нужны? Я ведь в сложной ситуации, мне нужно все начинать практически с нуля.
Ну что тут скажешь? По-своему он прав. Тем более что по этой части я и сам грешен. Как-то в годы моей юности, когда я начинал свою песенную карьеру на Всесоюзном радио, меня остановил наш великий хормейстер Юрлов, основатель юрловской капеллы, знавший меня по совместной работе на радио:
— Левочка, ну что, вы тут все песенки поете? Я отвечаю:
— Да, пою.
А он говорит:
— Ну что ж, конечно, воля ваша… Только помните, что вы, по сути, золотым плугом пашете!
Но я, признаюсь честно, сделал тогда свой выбор сознательно, продуманно, взвесив все «за» и «против». Я, имея голос, предназначенный скорее для классики, для оперы, ушел в эстраду, ведь быть в те времена классическим певцом означало быть нищим! Так было и до последнего времени, пока отечественную оперную классику не подняли на щит такие таланты, как Анна Нетре-ко, Дмитрий Хворостовский, да и тот же Николай Басков. Им стали платить за их искусство приличные деньги, на которые стало можно достойно существовать, а у нас, по сути, не было возможности отдаться целиком классической музыке.
Я был в Большом театре на представлении «Евгения Онегина», где в партии Ленского выступал Коля Басков. А ведь Большой театр — это, можно сказать, моя альма матер, я вырос за его кулисами.
Я имел счастье видеть великих артистов Большого в работе — и Мелик-Пашаева, и Жюрайтиса, и Хайкина. Видел Покровского, Анисимова, Баратова. Застал Лемешева, Вишневскую, Милашкину, Васильева и Максимову! Я видел, как Лепешинская буквально умирала за кулисами после своих па-де-де в «Жизели», как она без сил падала на кушетку, чтобы, отдышавшись, с улыбкой выбежать на сцену… Имея такой опыт, я могу сказать, что Коля Басков был великолепен в роли Ленского не только как певец, но и как актер, доказав тем самым многогранность своего таланта.
И вообще он очень хороший парень, к которому просто нужно подобрать свой ключик, найти подход. Да, он бывает и несдержанным, но только потому, что не терпит панибратства, особенно со стороны развязных репортеров. Тем более учитывая неопределенность его нынешнего состояния. Но я надеюсь, что все в его жизни так или иначе обустроится, наладится, я искренне желаю ему этого…
Ведь что такое век певца? Что, скажем, делать, если появились вдруг узлы на связках, начались проблемы с голосом? Все, кончился певец! Мы же из скважин нефть и газ не добываем, голос — все, что у нас есть. И так как с Колей Басковым у нас уже давно установились очень доверительные отношения, хочу ему сказать:
— Поверь мне, Коля, все у тебя еще будет очень хорошо!