Лев Лещенко: «Ощущая связь времен»
Еще одна добрая традиция родилась в нашей области — фестивали советской песни, посвященные строителям и горнякам Белгородской Магнитки, Два года назад такой праздник открывала большая группа деятелей искусства, в которую входили эстргдко-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением народного артиста СССР Ю. Силантьева, композитор Ян Френкель, популярные эстрадные певцы. Был в этой группе и лауреат Международного конкурса Лев Лещенко. И вот новый фестиваль, и новая встреча теперь уже с заслуженным артистом РСФСР Львом Лещенко. Корреспондент «Белгородской правды» Е. Дубравный попросил популярного певца ответить на несколько вопросов.
— Лев Валерьянович, Ваше исполнительское мастерство получило широкое признание. Как начинался Ваш творческий путь?
-— Весьма традиционно. Как и многие наши певцы, я «вышел», если можно так сказать, из художественной самодеятельности. К сожалению, у нас нет специальных учебных заведений, где бы готовили эстрадных певцов, а искусство влекло меня неудержимо. Набравшись смелости, попытался в театральный институт и… впервые испытал горечь неудачи. Отступать не хотел ось, .но и вторая попытка была печальной. К тому времени я уже работал на Московском заводе точных измерительных приборов. Потом ушел в армию. Был у нас в части небольшой самодеятельный эстрадный коллектив, где пел и я. Однажды приехали к нам музыканты из армейского ансамбля песни и пляски, чтобы послушать и отобрать ребят. Так я оказался в творческом коллективе, который за два с половиной года научил меня многому. Но от главной своей идея я не отказался и вскоре поступил в ГИТИС. Учеба шла неплохо. и с третьего курса я уже пел в Московском театре оперетты. После окончания института удачно выступил в отборочном конкурсе и был принят солистом Всесоюзного радио и Центрального телевидения…
— В репертуаре у Вас немало светлых, жизнерадостных песен. Очевидно, в этом проявляются творческие особенности характера, привязанности?
— Конечно, у каждого певца есть, как мы говорим, «свои» песни, в которых он выражается наиболее полно и ярко. Мне по-особому дороги песни высокого гражданского звучания, несущие в себе сильный эмоциональный заряд н в то же время глубоко лиричные по сути. Помните песню «За того парня»? На мои взгляд, в ней найдена точная мера лиричности и гражданского пафоса. Неудивительно, что она затрагивает сокровенные чувства не только тех, кто испытал на себе все тяготы войны, но и парней, знающих о суровом времени лишь по рассказам да кинокартинам. В песне должна ощущаться связь времен, чтобы каждый мог услышать в ней что-то свое, особенно ему близкое. Очень характерна в этом отношении песня «День Победы» Д. Тухманова. Правда, она более монументальна, что ли, но как берет за сердце, как волнует всех!
— Хотелось бы узнать историю ее создания.
— Написана она была для спектакля одного из московских театров. Но, как ни странно, особого признания тогда не получила. И вот как-то в молодежной редакции радиовещания предложили исполнить эту песню мне. Записали. Однако полного творческого удовлетворения не было. И начался поиск. Насколько он был трудным, можно судить уже по количеству сделанных записей. Пробовали и с Большим симфоническим оркестром, и с духовыми, с оркестром под управлением народного артиста СССР Ю. Силантьева, и, наконец, с вокально-инструментальным ансамблем. В ходе этих поисков и была найдена современная трактовка. А когда песня прозвучала с телеэкрана, в наш адрес пошел буквально поток писем. И были в них очень дорогие для нас слова благодарности.
— А вообще часто приходят письма зрителей? И помогает ли Вам в творческом поиске такая «обратная связь»?
— Писем получаю очень много и самого разного характера. Нередко бывают довольно интересные, взволнованные и написанные с большим знанием дела. Они, действительно, помогают ориентироваться не только в выборе, но и в трактовке песен. Конечно, приятно получать теплые слова благодарности. Но мне больше нравятся письма аналитические, с глубоким творческим разбором каждой песни. И тут хочется ответить на вопрос о моих привязанностях и о том, что же является определяющим в выборе репертуара. Я охотно пою светлые песни. Но ведь светлые — не обязательно веселые, легкие. Возьмите новую песню О.Фельцмана «Птица». Крайне грустная мелодия, но сколько в ней света, доброты. Тамге песни мне особенно близки. Должен сказать, что у нас порой торопятся определить амплуа певца и тем самым невольно ограничивают его диапазон. А ведь певец — тот же актер и, чем разнообразнее, богаче его творческая палитра, тем он интереснее.
И еще мы почему-то стесняемся слова «ремесло», забывая его изначальный смысл. А ведь не случайно в одном синонимическом ряду с ним стоит и слово «творчество». Без выработки определенных навыков, и приемов, без сложного напряженного труда обогатить свою творческую палитру просто невозможно. Мне кажется, чем больше у певца таких приемов, чем больше в его репертуаре различных по жанру песен, тем он; привлекательнее. Порой спрашивают, есть ли у меня любимая аудитория. Есть. Когда я вижу в зале и очень юных, и людей преклонного возраста, когда я чувствую, что моя песня трогает каждого из них,— пою с особым удовольствием. Радуюсь, когда зрительный зал собирает людей самых различных по характеру, возрасту, интересам…
— И стараетесь, чтобы эта аудитория постоянно расширялась?
— Да, очень много езжу по стране. Побывал во всех уголках нашей Родины. И всюду поражает размах строительства. Показательна в этом отношении н Белгородщина. Мы побывали в Старом Осколе. Это же сплошная строительная площадка! Но особенно сильное впечатление производит железорудный карьер. Люди вашего горнорудного края вершат грандиозные дела. Мы с особым удовольствием выступали перед ними и обещаем, что с радостью приедем сюда еще не один раз.
Белгородская правда, 20 апреля 1978 года.