Лев Лещенко «Чтоб песня по свету летела»

 

Лев Лещенко На сменуВ Свердловске проходят гастроли известного, любимого всеми, прекрасного коллектива ~ эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением лауреата премии Ленинского комсомола, народного артиста РСФСР Ю. В. Силантьева. Этот оркестр, давно и прочно завоевавший признание, думается, не нуждается ни в рекомендациях, ни в подробном перечислении его достоинств. Высокую исполнительскую культуру, вкус, мастерство оркестра, его руководителя — еще раз продемонстрировали концерты в Свердловске.

С оркестром выступают популярные певцы Л. Лещенко, В. Толкунова, Н. Соловьев. В хорошей манере, выразительно, тонко чувствуя музыку и стиль произведения, исполняют они песни советских композиторов.

Часто нам приходится слышать: популярный артист кино, театра, популярный исполнитель эстрадных песен. В это понятие входит известность, любовь публики, большие творческие успехи, частые выступления. И порой все это приписывается так называемой счастливой творческой судьбе артистов. Здесь возникает вопрос: как случается, что из многочисленных исполнителей песен популярными становятся лишь некоторые? Вот об этом и был наш разговор с популярными певцами, лауреатом Всесоюзного и Международных конкурсов эстрадной песни Львом Лещенко и лауреатом телевизионного конкурса «Песня-73» Валентиной Толкуновой.

Л. Лещенко: Мне думается, что успех, любой успех, всегда рождается трудно, мучительно. Оттого-то он особенно дорог. Я не верю, что успех, который приходит слишком легко, может принести подлинную радость. Эту уверенность подкрепляют наблюдения за творчеством многих талантливых, артистов эстрады, театра. (А на эстраду я пришел именно из театра, после окончания актерского факультета ГИТИСа). Конечно, я не могу сказать, что певец, на долю которого выпадает много трудностей, должен работать интереснее, нежели певец «счастливой творческой судьбы». Первый и самый главный компонент, творчества — одаренность, талант. Надо суметь показать свою индивидуальность, свою манеру исполнения, именно «свои» песни… Для меня идеал песни — песня, волнующая всех. К «своим» песням я могу отнести «Товарищ» Иванова, «Баллада о красках» Фельцмана, «За того парня» Фрадкина. В основном это песни гражданского звучания…

В. Толкунова: Трудно коротко говорить о секрете популярности того или иного исполнителя. Здесь надо анализировать, размышлять… Ведь, согласитесь, ни один композитор, пишущий песню, не может заранее предсказать ее успех. Так и исполнитель.

Я впервые, как солистка, вышла на эстраду в 1972 году на творческом вечере Льва Ошанина. Спела две песни: «Город мой» Островского и «Ах, Наташа» Шаинского. И сразу почувствовала теплоту и сердечность публики. Действительно, нужны «свои» песни. Меня привлекают песни о женских судьбах. Ведь каждой женщине хочется счастья, теплоты, лирического настроения. И вот я пою «Стою на полустаночке», «Я ночью шла» Катаева, «Поговори со мною, мама» Лядовой…

— Не кажется ли вам, что зачастую легче получить признание, чем затем сохранить его надолго? Бывает— минутные «звезды» меркнут, так и не достигнув заветной высоты.

Л. Лещенко: Самое главное —не впасть в состояние внутреннего самодовольства. Постоянно искать, пробовать, добиваться. Мы являемся свидетелями бурного процесса «поглощения» слушателями самой различной музыки. Это обилие музыкальной информации, несомненно, способствует расширению кругозора слушателей. И теперь «Черный кот» или «Лада» — вряд ли вызовут восторг публики. Появилась потребность в более сложной песне, песне философского плана. Исполнитель должен почувствовать песню, понять ее. Я говорю уже о режиссуре песни. А за этим большой и кропотливый труд. Понять смысл песни, выявить личное отношение к ней, расставить акценты к потом, исходя из индивидуальности певца, — придать ей ту или иную музыкальную окраску — и донести все до слушателей.

В. Толкунова: Быть популярным, по-моему, — это быть в гуще современных событий. Общение с людьми — вот могучий источник, питающий подлинный успех. Потому что искусство вообще не может существовать без правдивого, объективного отражения социальных, нравственных и общественных процессов, происходящих в современном обществе. Среди многих факторов, определяющих жизнь нашей страны, первым я назову становление, формирование новой личности человека. И этот человек ждет новых, близких его сердцу песен. Неслучайно каждая поездка композитора для встреч и бесед со слушателями не обходится без новой песни.! Так с группой, в составе которой были и композиторы, и поэты, и музыканты, и журналисты, — в июне этого года я побывала у строителей Байкало-Амурской магистрали. Жили там в палатках, под атакой комаров… И вот, видя, в каких трудных условиях живут эти мужественные люди, в основном молодежь, и получая их признание, задумываешься о настоящей популярности. Встречи такие неоценимы, они как бы очищают тебя от издержек нашей городской уютной жизни. И я пела. Пела все, что знала. Без микрофона. Зачастую без аккомпанемента. Это было что-то необычайное, волнующее. Хотелось своими песнями как-то помочь строителям в их нелегком, но благородном труде. Там родилась новая песня И. Катаева «Песня о БАМе». Скоро слушатели услышат ее.

Да, в исполнителе современной эстрадной песни должны жить вечная творческая тревога, живой интерес к жизни, жажда постижения  нового  качества, которые ведут к истинному признанию слушателей.

А. АЛЕКСАНДРОВ.

«На Смену», Свердловск, 28 июня 1974 года.

 

Комментарии закрыты.