Лев Лещенко «Песня веселая и серьезная»

 

Песня веселая и серьезнаяТретий раз приезжает в Иркутск Лев Лещенко. В 1970 году, в ту пору выпускник ГИТИСа и солист Московского театра оперетты, он удостаивается звания лауреата на проходившем в Москве Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, становится солистом Центрального телевидения и Всесоюзного радио, получает первую премию на авторитетном международном конкурсе в Сопоте. Потом были Олимпийские игры в Монреале и Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гаване. В 1977 году Лещенко стал лауреатом премии Ленинского комсомола, ему была присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР. Только восемь лет понадобилось певцу, чтобы пройти путь от дебютанта до мастера. Сколько же ушло на поиски своего стиля.

И если меня сейчас спросить, — говорит артист, — нашел ли я свое амплуа, я отвечу: нет. Потому что певец, будь он эстрадный или оперный, должен всегда критически относиться к своей работе, искать новые формы, самосовершенствоваться.

— Что, по-вашему, должно отличать современного исполнителя эстрадной песни?

— Прежде всего, его гражданская сущность. Современный художник на эстраде должен требовать от себя по большому счету искренности и достоверности. Во-вторых, он должен любить и уметь трудиться. Далее – внутренняя культура, воспитание художественного вкуса, серьезное отношение к своему творчеству, объективность в оценке своих возможностей и способностей. Последнее, быть может, самое трудное. И, наконец, нужен талант. Талант – музыканта, талант художника и талант человека.

— Лев Валерьянович, хотелось бы услышать, как вы выбираете песни, чему отдаете предпочтение: словам или музыке?

— Все зависит от характера песни. Если это произведение гражданского звучания, главным будет смысл, поэтическое слово, а если речь идет о песне танцевальной, предназначение которой помочь человеку отвлечься от тягостных переживаний, то, в первую очередь, я обращаю внимание на мелодию. Конечно, самое лучшее, когда музыка и текст дополняют друг друга.

— Как вы определяете задачи, роль и место массовой эстрадной песни в системе других музыкальных жанров, какими представляете пути ее развития?

— Эстрада вездесуща и всеобъемлюща. Разве Елена Образцова не пела с эстрады? Разве Аркадий Райкин – это не шедевр эстрадного искусства? Разве не эстрада – Геннадий Хазанов, Жанна Бичевская, ансамбль песни и пляски Советской Армии и другие самобытные исполнители и коллективы. Эстрадная песня – это очень сложный синтетический жанр, требующий емкости поэтического слова, отточенности музыкальной фразы, единства гармонии и ритма, музыки и поэзии. Задача массовой песни – отражать жизнь во всех ее проявлениях, и ни один музыкальный жанр не может охватить эту задачу во всем ее многообразии, многокрасочности и многоголосии, как это делает песня. Она может быть и гражданской, и лирической, и танцевально – развлекательной, но никогда – шлягером. У настоящей песни нет возраста и нет границ. Скажите, разве можно назвать песню «За того парня» несовременной, хотя написал ее шестидесятилетний композитор? Или песня «Притяжение земли». Разве не раздвинул здесь Роберт Рождественский границы жанра, совершив философское восхождение к космическим вершинам человеческого разума в простой, мудрой и грандиозной фразе: «Мы дети Галактики».

— А как вы относитесь к серьезной музыке?

— Я считают ее основой всей музыки и всегда для себя стремился петь классические партитуры. Я не сделаю открытия, если скажу, что они не только имеют непреходящее эстетическое значение, но и являются вокальной школой для певца. Недавно я записал на радио два камерных цикла – Чилаева на стихи Расула Гамзатова и Яхина на стихи Мусы Джалиля «Моабитская тетрадь». Очень хочется сделать большую сольную программу с оркестром Юрия Васильевича Силантьева, в первом отделении которой звучала бы только камерная музыка. Задумок и планов много. Хочется снять свой фильм-шоу, эстрадно-развлекательную программу, куда бы зритель мог прийти повеселиться, потанцевать, спеть вместе с нами, словом, превратить концерт в монолог, в концерт-встречу, концерт – общение. Хотелось бы включить в свои новые концертные программы спокойные мелодии, написанные в плавных ритмах босановы, которые бы помогли слушателю в зале снять усталость, помечтать. Я не случайно обратился к песням популярного французского менестреля Джо Дассена. Музыки, написанной в такой манере, сейчас не хватает на эстраде.

— Будем подводить итоги. Песня – это серьезный жанр в искусстве, имеющий массу нюансов…

— Песня – очень активный воспитатель. Человек поет всегда: когда ему не везет и когда на душе хорошая погода, когда он радуется и грустить, поет на отдыхе и после работы, в будний день и в воскресенье. Поэтому к песне, и серьезной, и весёлой, нужно относиться серьезно, нужно помочь ей быстрее найти дорогу к сердцу слушателя, который ждет ее.

И. Калиниченко. Восточно-Сибирская Правда, г.Иркутск, 6 ареля 1979 года.

 


Комментарии закрыты.