Лев Лещенко: «Песни рождает жизнь»

 

ПЕСНЯ — гражданственная, политическая, лирическая, шуточная… Да разве перечислишь все темы, нашедшие воплощение в современной песне. Эти темы диктуются самой жизнью. А возникают они как итог сложного и напряженного поиска композитора, поэта и исполнителя, старающихся в произведениях раскрыть мир своих ощущений, создать объективную картину современной жизни через индивидуальное восприятие действительности.

Но песня призвана не только отображать жизнь, а главным образом воспитывать. И потому темы и проблемы, затронутые в песне; должны быть четко осмыслены, прочувствованы и отфильтрованы.

Песня стала истинным летописцем. Слушая ее, мы чувствуем дух эпохи, ощущаем ритм времени, следим за событиями, открываем для себя образ современника с его стремлениями и идеалами. Вспомните циклы А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Созвездие Гагарина», О. Фельцмана и Р. Рождественского «Баллада о бессмертии», песни М. Фрадкина и Р. Рождественского «За того парня», Д. Тухманова и В. Харитонова «День Победы»… Эти песни написаны высокопрофессионально, сделаны с ощущением гармонического единства формы и содержания.

Но как авторам добиться этого? Нужно ли обращать внимание на технические стороны песни или, скорее, руководствоваться ее эмоциональным наполнением? Думаю, что главным мерилом в оценке такой песни должен быть круг тех чувств и мыслей, которые она рождает. Само по себе обращение к гражданственной теме не дает никакого преимущества и тем более гарантии’ качества. Песня должна быть такой же искренней и волнующей, как те события, которые она призвана запечатлеть.

Песня — наш современник. И это должно быть программным в ее создании. Но современность песни, на мой взгляд, проявляется не только в актуальности темы, но и обязательно в музыкальном сопровождении. Наше время отмечено острым, напряженным ритмом, рез-кон сменой событий и фактов, и музыка — главный компонент, который может передать ритм и динамику сегодняшнего дня. Вот почему музыкальный язык не должен оставаться в состоянии патриархальности. Сила нашей классической пески в том, что она постоянно шла впереди своего времени, являя собой образцы самого современного вида искусства.

Наибольшее количество песен, несущих идейно-воспитательную функцию, обращено к молодежи. И именно потому, думается, ее творческие представители должны активно работать в этом направлении.

У нашей лирической песни также свои славные традиции. И у нее есть достойные образцы, которые все мы знаем и любим. Вместе с тем огромное количество бесцветных лирических песен звучит в эфире нашего радио, а часть «недефицитного» товара ждет своих встреч со слушателями.

Музыкальные программы Всесоюзного радио занимают в среднем 50 процентов от общего объема вещания. На долю песни приходится, наверное, добрая половина всех музыкальных передач. Естественно, наполнить эфир только отличными произведениями очень трудно. Амортизация песни — процесс активный, поэтому фонотека радио постоянно нуждается в пополнении. К сожалению, эту проблему не решить только силами наших лучших мастеров, которые по разным причинам дарят эфиру одну-две песни в год. И потому большое количество второсортной музыки продолжает по-прежнему пополнять фондовую фонотеку.

На телевидении дело обстоит лучше. Сам принцип телевизионного вещания несет в себе элементы наглядности. Здесь сомнительное завуалировать трудно, поэтому отбор осуществляется более строгий. Но предпочтение качества влияет на количество: это влечет за собой неизбежность многократного повтора песни. Выходом здесь, на мой взгляд, мог бы быть поиск новых имен, а также новых песенных форм.

Популярная телевизионная программа «С песней по жизни» — хороший образец знакомства с молодыми исполнителями. Это перспективная передача, сделанная в рамках песенного фестиваля. Она знакомит с большим количеством молодых исполнителей, способных пополнить нашу певческую среду. Но, к сожалению, она не может до конца раскрыть индивидуальности и возможности выступающих. Беда в том, что они выбирают песни, уже хорошо знакомые всем и имеющие свою исполнительскую трактовку, а здесь трудно устоять от соблазна использовать готовое решение и внести свое видение. Думается, правильнее было бы дать возможность молодым раскрыть свое мастерство и индивидуальность на свежем материале. А для этого надо привлекать больше авторов, пишущих песни специально для таких телепередач.

Однако проблемы работы с творческой молодежью до сих пор остаются нерешенными. В последние несколько лет на нашей песенной ниве появились считанные единицы новых молодых имен, облеченных званием «член Союза композиторов». С другой стороны, существует талантливая молодежь из числа музыкантов, самодеятельных авторов, не организованных ни в какой творческий союз, но активно и удачно работающих в жанре песни. Их произведения так или иначе находят свою дорогу, но процесс этот, к сожалению, носит стихийный характер. Нашим творческим организациям стоит, наверное, обратить внимание на таких способных авторов, как А. Градский, Е. Мартынов, В. Добрынин, Ю. Антонов, и других. Они приносят безусловную пользу жанру, однако сегодня еще не имеют реальной поддержки и дружеского контроля со стороны союзной композиторской организации. Может быть, следует не ограничиваться лишь комиссией- . по работе с творческой молодежью, а создать полномочную секцию при Союзе композиторов СССР, в которой могли бы объединиться молодые музыканты.

Что касается поиска и появления новых форм, то здесь мне хотелось бы обратить внимание на разновидность песни, возникшую, с одной стороны, на основе интимного звучания песен-бардов, с другой — на основе напористой яркости вокально-инструментального жанра. Обращение к этой форме дает уже сейчас существенный и реальный результат. Например, Б. Окуджава написал светлые лирические песни к кинофильму «Белое солнце пустыни». Самобытная песня М. Ножкина стала украшением фильма «Освобождение». Можно привести и другие примеры.

Особенное внимание мне хотелось бы уделить песне, которая больше, чем любые другие, подвержена критике и более беззащитна в жизненном процессе. Это песня-комплекс,- синтезирующая в себе разнообразие тем, наделенная элементами жанровости, характерности, основанная иногда на принципах современного шоу-. спектакля. Условно ее можно назвать шуточной или развлекательной песней. Традиции ее были заложены у нас еще в сороковые годы. Подобные песни широко исполняли Л. Утесов, К. Шульженко… Но сейчас такие произведения с актерским действием, песни-шутки, легкие и веселые, можно сосчитать по пальцам. Это «Вот не везет» А. Владимирцова, «Все могут короли» Б. Рычкова. «Давай поговорим» Э. Ханка и еще некоторые другие. Причина, мне думается, в том, что сегодня наша эстрада располагает всего лишь несколькими исполнителями, способными раскрыть мир такой песни. И хотя на песенном «рынке» спрос определяет предложение, нашим композиторам не следовало бы забывать о поиске новых форм этой оригинальной песни.

И здесь немаловажное значение имеют различные фестивали, конкурсы, встречи, двусторонние гастроли исполнителей. Какое неизгладимое впечатление оставили выступления в нашей стране актрисы-певицы Катарины Валенте и композитора-певца Жильбера Беко (Франция). Их концерты были достойными образцами прекрасного шоу-спектакля с оригинальным решением, оснащенным современными приемами и находками. Это был урок не только идеального художественного вкуса, но и яркий образец эстетического воспитания.

Особенно важен обмен опытом для молодых исполнителей. Примером такого сотрудничества мог бы явиться международный форум песни в нашей стране. Одного фестиваля политической поспи в Сочи явно недостаточно. Такой форум с привлеченном зарубежных исполнителей, приносящих свои традиции и впитывающих то хорошей, что есть у нас, мог бы стать проводником советской песни, интересной своей самобытностью, наделенной задушевностью и лиризмом, за рубежом. Подтверждением сказанного является фестиваль советской песни в Зелена-Гуре.

Пропагандировать советскую песню — это не значит в сотый раз повторять проверенные и хорошо знакомые всем «Калинку», «Катюшу», поющиеся почти всеми советскими исполнителями за рубежом. Надо создавать новые песни, подобные лучшим образцам, доказавшим свою состоятельность и жизненность. Песня А. Островского «Пусть всегда будет солнце», А. Новикова «Смуглянка», М. Фрадкина «За того парня» и многие другие не раз выдерживали подобный экзамен. Такие произведения способны облететь весь мир, как это было в свое время с «Подмосковными вечерами» В. Соловьева-Седого, явившейся классическим образцом массовой песни. Песни, которая существует в нашей стране не как произведение, искусственно смоделированной и предложенное слушателю, а как объективный, качественный результат своеобразного и естественного отбора. Ко создают, с одной стороны, сами массы, а с другой — творческие организации, призванные заниматься ее пропагандой. Залог успеха таких песен — в правильном отражении жизненных устремлений нашего народа, его светлых начинаний. Нужно уметь правильно выбрать, отличить хорошую песню и проложить ей дорогу в жизнь, умело и топко пропагандируя ее. И если эта песня действительно интересна и содержательна, отражает образы наших современников. их дела и творения, то массы с любовью вое примут ее, и такая песня станет истинной летописью нашего времени.

Лев ЛЕЩЕНКО, заслуженный артист РСФСР, солист Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

Газета «Советская культура», 11 августа 1978


Комментарии закрыты.